Особенности национальной безопасности Беларуси

23 Апрель 2015

Беларусь переживает всплеск интереса к охранному видео. Такой тренд продемонстрировал прошедший в июне 2014 года в Минске форум «Инженерно-техническая безопасность». Самая крупная госпрограмма республики посвящена установке видеонаблюдения в местах массового скопления людей. С 2014 года в республике действует свод правил и требований, предъявляемых к таким системам. Мы знакомим Вас с обзором нормативных актов, регулирующих вопросы создания и эксплуатации систем видеонаблюдения в интересах обеспечения общественного порядка на территории Беларуси.

В данной публикации мы остановимся на рассмотрении норм права, регламентирующих порядок создания и применения систем видеонаблюдения, а также технические требования к системам видеонаблюдения (СВН). В материале одновременно будут встречаться определения «система видеонаблюдения» и «телевизионная система видеонаблюдения».

До принятия Указа № 527 (далее — Указ) нормативные акты оперировали понятием «телевизионная система видеонаблюдения». Указом впервые введено понятие «система видеонаблюдения» (без определения этого понятия). Далее законодатель уточняет, что средства системы видеонаблюдения должны соответствовать техническим требованиям к телевизионным системам видеонаблюдения (п. 1 Постановления № 1074).

Генеральной проектной и подрядной организацией по оборудованию средствами СВН мест массового пребывания в г. Минске определено ОАО «Агат — системы управления». Создание и эксплуатация каналов связи от пользователей СВН до объектов осуществляются пользователями СВН самостоятельно либо совместно с другими пользователями в пределах средств, предусмотренных на их содержание в бюджете. Подключение пользователей СВН с использованием существующих каналов связи и волоконно-оптических линий связи обеспечивает Министерство связи и информации.

Требования к системам видеонаблюдения

Первым шагом в правовой регламентации создания систем видеонаблюдения за состоянием общественного порядка стало утверждение постановлением Совета Министров РБ от 11.12.2012 № 1135 Положения о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения (далее — Положение № 1135), которое устанавливает требования к системам безопасности и телевизионным системам видеонаблюдения.

Система безопасности предусматривает наличие электронных пропускных систем, средств локализации взрыва, телевизионных систем видеонаблюдения с возможностью контроля за обстановкой, в том числе во внутренних помещениях и в пределах территории объекта, систем охранной сигнализации и инженерно-технических средств, обеспечивающих защиту от несанкционированного проникновения на территорию посторонних лиц и транспортных средств, доставки средств совершения актов терроризма, несанкционированного доступа к коммуникациям и информационным сетям (абзац 2 п. 5 Положения № 1135).

13 декабря 2013 года принято постановление Совета Министров РБ № 1074 «О перечне средств системы видео-наблюдения за состоянием общественной безопасности, технических требованиях к ним и внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2012 года № 1135» (вступило в силу с 15 декабря 2013 года) (далее — Постановление № 1074).

Указанное постановление внесло ряд существенных изменений в части технических требований к средствам системы видеонаблюдения.

Во-первых, нормативно закреплено, что система безопасности должна строиться с возможностью ее дальнейшего масштабирования, а также с возможностью быстрого доступа (демонтажа, монтажа) для проведения ремонта, технического обслуживания.

Во-вторых, дополнены требования, согласно которым средствами, используемыми для создания телевизионных систем видеонаблюдения, обеспечиваются:

  • формирование и передача цветного видеоизображения, за исключением случаев, определенных в п. 10 Положения № 1135, с частотой кадров не менее десяти в секунду, если иное не установлено законодательными актами;
  • непрерывная работа оборудования при отключении основного электропитания в течение не менее двух часов.

В-третьих, уточнена разрешающая способность видеокамер в системах безопасности и телевизионных системах видеонаблюдения. Разрешающая способность видеокамер должна быть не менее 720×576 пикселей.

В-четвертых, Постановлением № 1074 упразднены количественные требования к чувствительности видео-камер. Для наблюдения за плохо освещенными участками местности (объектами), объектами, имеющими малую отражательную способность, может применяться дополнительная подсветка. При этом в темное время суток допускается формирование и передача черно-белого видеоизображения по предварительному согласованию с территориальным органом внутренних дел.

В-пятых, определено качество изображения на границах контролируемой зоны для распознавания событий — не менее 50 pix/m.

В-шестых, расширены требования к серверам видеоархивов. Так, сервера видеоархивов должны обеспечить возможность выборки видеоинформации по заданным временным параметрам, пикселям, закладкам и событиям для ее просмотра, копирования и воспроизведения. Также серверами видеоархивов должны обеспечиваться:

  • авторизация и регистрация всех пользователей системы по именам, паролям, времени работы, а также разграничение пользователей и прав доступа к функциям систем;
  • циклическая запись видеоинформации с видеокамер в видеоархив с качеством, пригодным для идентификационных исследований с привязкой видеозаписей ко времени и видеокамере и с защитой от редактирования. Срок хранения видеоархива (время цикла обновления) — не менее 30 суток;
  • санкционированный доступ к видеоархиву с рабочего места оператора, удаленного компьютера.

Категории объектов, которые в обязательном порядке подлежат оборудованию средствами видеонаблюдения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2013 № 1164 утверждены критерии отнесения объектов к числу подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности. К таким объектам относятся:

  • объекты, представляющие повышенную техногенную и экологическую опасность, условно уязвимые в диверсионном отношении, в том числе осуществляющие хранение и (или) эксплуатацию радионуклидных источников 1 и 2 категории по степени радиационной опасности;
  • стационарные торговые объекты, в том числе общественного питания;
  • зрелищные объекты, дискотеки, культурно-развлекательные (ночные) клубы;
  • учреждения образования, организации здравоохранения, туристические объекты;
  • физкультурно-спортивные сооружения с предусмотренной вместимостью 100 и более мест;
  • гостиницы, общежития, объекты придорожного сервиса;
  • автомобильные дороги для въезда в г. Минск, административные центры областей и районов, города областного и районного подчинения и выезда из них;
  • объекты метрополитена, автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта (аэропорты, вокзалы, станции, стоянки, посадочные платформы, вестибюли, тоннели, пешеходные путепроводы);
  • постоянные места для проведения массовых мероприятий, определенные местными исполнительными и распорядительными органами;
    иные объекты с возможностью единовременного массового пребывания на объекте граждан в количестве 100 и более человек.

Порядок предоставления информации, зафиксированной системой видеонаблюдения

На основании абзаца 2 подп.12.2 п. 12 Указа постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2013 № 1163 информация предоставляется пользователями СВН и обладателями информации. Под «обладателями информации» понимаются: госорганы (организации), иные юридические лица, в собственности, оперативном ведении или хозуправлении которых находятся объекты, подлежащие оборудованию средствами СВН в соответствии с Указом, а также организация, ответственная за обеспечение функционирования и обслуживания средств СВН в местах массового пребывания граждан в г. Минске.

Положением № 1163 установлена плата за предоставление такой информации — одна базовая величина. Уполномоченная организация (понятие определено ниже) дополнительно оплачивает стоимость носителя информации в случае ее предоставления на носителе обладателя информации.

Денежные средства за предоставление информации, зафиксированной системой видеонаблюдения за состоянием общественной безопасности, получаемые государственными органами (их территориальными органами и организациями), финансируемыми за счет средств республиканского и местных бюджетов, в установленном порядке зачисляются соответственно в доход республиканского и соответствующих местных бюджетов.

Следует обратить внимание, что обладатель информации исполняет запрос в срок не позднее пяти календарных дней после дня его поступления.

Выводы:

  1. На сегодняшний день можно говорить о создании внятной нормативной базы, регулирующей вопросы создания и эксплуатации СВН в Беларуси. Дополнения и изменения к ней можно прогнозировать после 1 марта 2015 года, когда во исполнение п. 9 Указа специалисты МВД проведут комплексный анализ эффективности функционирования СВН и представят предложения по совершенствованию ее деятельности.
  2. Требования к системам видеонаблюдения прогрессивно изменены Постановлением № 1074 по сравнению с Положением № 1135. Определены требования к качеству видеоинформации, срокам ее хранения, защищенности доступа к видеоинформации, включая защищенный доступ к настройкам устройств СВН, а также требования к климатическим параметрам (обеспечение работоспособности СВН в диапазоне от -30 °С до +40 °С) и применение антивандальных термокожухов для видеокамер наружного наблюдения. Следует обратить внимание, что нормативные акты не предъявляют требований к молниезащите СВН.
  3. Нормативная база построена таким образом, что средствами СВН в обязательном порядке должны быть оборудованы практически все объекты общественной инфраструктуры не только в г. Минске, но и по республике. А это значит, что в ближайшее время, согласно нормативно установленным срокам, можно ожидать роста потребления на рынке средств СВН.
  4. Дальнейшее развитие получат каналы связи для передачи видеоинформации в первую очередь пользователям СВН. Предусмотрено использование существующих каналов связи и волоконно-оптических линий связи (общих или выделенных), а также построение новых каналов связи, что отражено, в том числе, в Инвестиционной программе г. Минска на 2014 год, а именно: строительство защищенной транспортной сети на базе волоконно-оптических линий связи в г. Минске.

В настоящее время требования по разрешающей способности для видеокамер, размещенных снаружи зданий (сооружений), — не менее 1280×1024 пикселей, предусмотренные ранее Положением № 1135, упразднены.

Для обеспечения функционирования видеокамер приоритетным является использование электропитания в соответствии со стандартом PoE (п. 8 Положения № 1135).

Согласно Положению № 1135:

  1. Допускается скрытая установка миниатюрных камер внутри зданий и сооружений при условии соблюдения технических требований к качеству видеоизображения;
  2. Поле зрения видеокамер, устанавливаемых при входе в охраняемую зону и выходе из нее, должно полностью перекрывать контролируемую зону;
  3. В телевизионных системах видеонаблюдения используются средства защиты информации, сертифицированные или прошедшие государственную экспертизу в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими НПА.

Источник: журнал «Технологии безопасности» (Беларусь, Минск)

Похожие статьи:

08 Сентябрь 2017

Цифровые или IP камеры видеонаблюдения: что это такое и как правильно выбирать такую систему видеонаблюдения?

Цифровые камеры видеонаблюдения: что это такое и как правильно выбрать такую систему? С каждым днем технологии становятся всё более современными […]

19 Июль 2017

Мы занимаемся установкой и обслуживанием таких систем, как пожаротушение и дымоудаление. А Вы знали об этом?

А много ли Вы знаете про пожаротушение и дымоудаление? Попробуем разобраться в основных вопросах про пожаротушение и дымоудаление. Разберем следующие […]

11 Июль 2017

Приглашаем на семинар по новым брендам HiWatch и EZVIZ от Hikvision.

Компания «Современная Безопасность» совместно с ООО «Торговым Домом «АВАНТ-ТЕХНО» организует 19 июля 2017 года семинар для специалистов по новым брендам систем […]

27 Июнь 2017

Паркинги – системная автоматизация

Автоматизация все больше входит во все сферы нашей жизни, обеспечивая удобство и комфорт простому обывателю. Зачастую за простотой стоят сложные […]